13:49
Сотворение мира
читать дальшеСотворение Мира И Человека
Бог был всегда. Вначале времен он был один. На свете не было ничего, кроме него. Не было, впрочем и никакого «света». В ту пору бог назывался «элохим». Так величает его древнееврейский текст книги «Бытие». Слово элохим буквально означает «боги». Довольно странно, что Библия называет так совершенно одинокого господина.
Итак, «элохим», он же «яхве», «саваоф», «адонай», как его в разных местах называет Библия, скучал (или «скучали») среди собственного хаоса. «Тогу Богу»(древнееврейское обозначение первобытного хаоса, буквальный перевод «пусто пустынно» называет этот хаос Библия, что вольным образом можно перевести так: «Ни дна ни покрышки».
Так как вечность бесконечно длинна, то «элохимы» этак проскучали, надо думать, неисчислимое множество миллиардов и миллионов веков. Наконец у бога мелькнула мысль: раз он бог и всемогущ, то ему не следует изнывать от тоски и скуки, а надо что-нибудь делать. Старик решился взяться за творчество.
Он собственно, мог бы все создать в один присест. Но нет, он решил не спешить: «всякому овощу свое время». И для начала он создал только небо и землю. Вернее говоря, материя сама выступила при изъявлении им своей воли. Правда, материя пока бесформенная, пустая, ещё «без дна и покрышки» и насквозь мокрая. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и дух божий носился над водою», - говорится во втором стихе первой главы книги «Бытие».
От читателя Библии не требуется понимать, что это значит
Однако, чтобы не наделать ошибок в работе, богу понадобился свет. Судя по сказанному далее, в предшествовавшие века он сидел в полной темноте. К счастью он не рисковал обо что-либо стукнуться, ибо вокруг ничего не было. «Да будет свет, - приказал Бог. – И стал свет» (Быт., гл.1, ст. 3).
Что это был за свет? Этого библия не говорит. Она просто отмечает: «и увидел Бог свет, что он хорош». Значит, Бог был удовлетворен этим своим достижением. Прежде всего он позаботился «отделить свет от тьмы». Опять-таки было бы бесполезно стараться понять, что это значит. «И назвал бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт., гл. 1, ст. 5).
После этого старик занялся созданием… угадайте чего? Опять-таки! Вот как «священная» книга описывает эту операцию бога по вторичному созданию неба: «и создал бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом… И был вечер, и было утро: день вторый» (Быт., гл. 1, ст. 7-8).
Эта история с водой «над» твердью и «под» твердью отражает грубые заблуждения всех первобытных народов. Согласно давним представлениям, небеса – это нечто массивное, твердое, откуда и самое название «твердь». Существовало убеждение, что по ту сторону этой тверди имеется громадный водоем, которому небо служит днищем. Теперь всякий грамотный человек знает, что дождь есть вода, испарившаяся с земли. Водяной пар, сгущаясь, образует облака, из которых влага и выпадает в виде осадков на земную поверхность. Но некогда думали, что дождь – это вода, стекающая из верхнего водоема через люки, специально для этого приспособленные. Это мнение, ныне вызывающее только ироническое сожаление, держалось очень долго. Его разделяли все ученые-богословы первых веков христианства.
Величайший религиозный авторитет, признаваемый одним из «отцов и учителей» церкви, «святой» Августин Блаженный (354 – 430) в главе X своего богословского наставления «О книге Бытие» поучает: «Название тверди не ведет нас необходимо к мысли, что небо стоит неподвижно, ибо твердь называется твердью, можно думать, не по причине неподвижности, а по причине твердости, ввиду ли своей собственной твердости, или же потому, что служит пределом, разграничивающим высшие воды от низших». «Впрочем оправдывает свое глубокое, первобытное невежество «святой» писатель, - входить в рассмотрение подобных вопросов у меня теперь нет времени, да и не должно быть у тех, которых мы хотим наставить в видах собственного их спасения и потребной пользы нашей церкви» («Творения», кн. 7, 1873, стр. 204; см. также его «Исповедь», кн. 13, гл. 15).
Пойдем дальше. Третий день бог употребил на работу, плоды которой были более ценны, чем предыдущие. Он опустил свои взоры на нижние воды и сказал сам себе, что было бы полезно собрать их и тем самым дать возможность проступить частям суши. Воды покорно соединились между собой в глубинах, мгновенно образовавшихся для их вмещения. Точно так же мгновенно образовались пространства суши, возвышения, с которых воды побежали в виде ручьев и рек к морям и озерам.
«И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт., гл. 1, ст. 10)
Стоит отметить, что старик большей частью бывал доволен свой работой.
-Ишь ты, - восклицал он, должно быть, каждый раз, - как это я не догадывался заняться всем этим раньше…
В этот день он был так доволен своими сушами и своими морями, что ему захотелось сделать ещё хоть что-нибудь до наступления ночи. «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и подобию ее, и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так» (Быт., гл 1, ст.11).
Не знаешь, как и восторгаться этой изумительной мудростью «творца»! Невозможно быть более тщательным, более предусмотрительным. Подумать только, что было бы на земле, если бы Бог насадил плодовые деревья, приносящие плоды иные, чем его род. Возблагодарим заботливого Бога за то, что он не дал нам яблонь, приносящих апельсины, апельсиновых деревьев, приносящих груши, и груш, приносящих крыжовник. То-то была бы путаница!
Когда земля ему повиновалась и яблони проросли, принося именно яблоки, Бог ещё раз «увидел, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» (Быт., гл 1, ст 12-13).
Но вот ещё странная история: благодаря правильной подаче света прошло уже три дня с утрами и вечерами. И этот свет, в конце дня уступающий место ночным потемкам, освещал зарождающийся мир без всякого видимого источника: ни о каком Солнце речи ещё не было. Оно просто пока отсутствовало. Эта штука стоит длинной цитаты из Библии:
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, (для освещения земли, и) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день четвертый» _Быт., гл. 1, ст. 14-19).
Никаких сомнений, не правда ли? Речь идет о Солнце и Луне. Следовательно, согласно Библии, разделение суток на день и ночь существовало уже до появления Солнца, которое было «создано» Богом уже на четвертый день после появления света
Зачем же «святой дух» продиктовал Моисею эти сногсшибательные фантазии относительно Солнца и света? Дело объясняется просто: до конца XVII века даже ученые полагали, что Солнце не дает нам света, а только «пропускает» его; свет же существует сам по себе. Даже знаменитый французский мыслитель Рене Декарт разделял это заблуждение.
Датскому астроному Олафу Ремеру (1644-1710) наука обязана открытием важной истины, совершенно противоположной указаниям Библии: свет, проливающийся на наш мир, исходит от Солнца, и распространение его не мгновенное. Ремер определил скорость света, установив – и ныне это многократно доказано, - что свет доходит от Солнца до Земли за 8 минут 18 секунд, то есть имеет скорость почти в 300 тысяч километров в секунду. Он пришел к своему открытию путем наблюдения и изучения затмений спутников Юпитера – планеты, входящей в состав нашей солнечной. Ремер проживал тогда во Франции и сделал о своих открытиях сообщение в Парижской академии 22 ноября 1675 года.
Тот кто писал библейские строки, конечно, был полным невеждой в астрономии. Но бог-то должен был бы и в ту пору, когда писалась Библия знать все.
Обращает внимание и то, сколь ничтожна, по Библии, роль звезд в программе сотворения мира. «Два больших светила» – это Солнце и Луна. Луна – ничтожный спутник нашей Земли! Невежественная книга и не подозревает, что Луна, Земля и даже Солнце – все это ещё так мало значит во вселенной! Даже наше ослепительное Солнце, главное светило нашего солнечного мира, есть не более, чем скромная звезда, одна из Десятков миллиардов звезд, образующих огромную звездную систему – нашу Галактику. «Священный» автор видит только Землю и все сводит к Земле. Между тем Земля – это одна из планет. Она движется вокруг сравнительно небольшой звезды. Эту звезду – наше Солнце, которое вместе с тем по объему в 1 300 000 больше Земли, - невежественный автор книги «Бытие» ставит в полную зависимость от её спутника – Земли.
Автор наивных библейских фантазий обомлел бы, если бы ему довелось воскреснуть в наши дни. Какие глаза он сделал бы, прочитав любую популярную книгу по астрономии или попав в астрономическую обсерваторию, понаблюдал бы в хороший телеском горы на Луне, пятна на Солнце, спутников планеты Юпитер и иные небесные объекты, которые Бог будто бы «поставил на тверди небесной».
Вернемся к Библии:
«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. «И стало так.)
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её. И увидел Бог, что это хорошо.
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
И был вечер, и было утро: день пятый.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт., гл. 1, ст 20-25).
Куда же лучше! И всемогущий мастер, у которого есть руки, потирал их от удовольствия. Но впереди его ждало ещё лучшее.
-Однако на одно из этих животных не похоже на меня, - подумал он. А жаль! У меня красивая голова, небольшие уши, живой взгляд, правильный нос и, наконец, хорошие зубы. Я, конечно, легко бы мог создать и зеркало, чтобы смотрется в него, но, я думаю, гораздо лучше видеть себя, созерцая похожего на себя. Ладно! Надо, чтобы на земле было животное, похожее на меня.
В то время как старик этак рассуждал сам с собой, несколько только что созданных им обезьян кувыркались у его ног.
-В них что-то есть от меня, - должно быть подумал он. – Но это ещё не то
Бог был всегда. Вначале времен он был один. На свете не было ничего, кроме него. Не было, впрочем и никакого «света». В ту пору бог назывался «элохим». Так величает его древнееврейский текст книги «Бытие». Слово элохим буквально означает «боги». Довольно странно, что Библия называет так совершенно одинокого господина.
Итак, «элохим», он же «яхве», «саваоф», «адонай», как его в разных местах называет Библия, скучал (или «скучали») среди собственного хаоса. «Тогу Богу»(древнееврейское обозначение первобытного хаоса, буквальный перевод «пусто пустынно» называет этот хаос Библия, что вольным образом можно перевести так: «Ни дна ни покрышки».
Так как вечность бесконечно длинна, то «элохимы» этак проскучали, надо думать, неисчислимое множество миллиардов и миллионов веков. Наконец у бога мелькнула мысль: раз он бог и всемогущ, то ему не следует изнывать от тоски и скуки, а надо что-нибудь делать. Старик решился взяться за творчество.
Он собственно, мог бы все создать в один присест. Но нет, он решил не спешить: «всякому овощу свое время». И для начала он создал только небо и землю. Вернее говоря, материя сама выступила при изъявлении им своей воли. Правда, материя пока бесформенная, пустая, ещё «без дна и покрышки» и насквозь мокрая. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и дух божий носился над водою», - говорится во втором стихе первой главы книги «Бытие».
От читателя Библии не требуется понимать, что это значит
Однако, чтобы не наделать ошибок в работе, богу понадобился свет. Судя по сказанному далее, в предшествовавшие века он сидел в полной темноте. К счастью он не рисковал обо что-либо стукнуться, ибо вокруг ничего не было. «Да будет свет, - приказал Бог. – И стал свет» (Быт., гл.1, ст. 3).
Что это был за свет? Этого библия не говорит. Она просто отмечает: «и увидел Бог свет, что он хорош». Значит, Бог был удовлетворен этим своим достижением. Прежде всего он позаботился «отделить свет от тьмы». Опять-таки было бы бесполезно стараться понять, что это значит. «И назвал бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт., гл. 1, ст. 5).
После этого старик занялся созданием… угадайте чего? Опять-таки! Вот как «священная» книга описывает эту операцию бога по вторичному созданию неба: «и создал бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом… И был вечер, и было утро: день вторый» (Быт., гл. 1, ст. 7-8).
Эта история с водой «над» твердью и «под» твердью отражает грубые заблуждения всех первобытных народов. Согласно давним представлениям, небеса – это нечто массивное, твердое, откуда и самое название «твердь». Существовало убеждение, что по ту сторону этой тверди имеется громадный водоем, которому небо служит днищем. Теперь всякий грамотный человек знает, что дождь есть вода, испарившаяся с земли. Водяной пар, сгущаясь, образует облака, из которых влага и выпадает в виде осадков на земную поверхность. Но некогда думали, что дождь – это вода, стекающая из верхнего водоема через люки, специально для этого приспособленные. Это мнение, ныне вызывающее только ироническое сожаление, держалось очень долго. Его разделяли все ученые-богословы первых веков христианства.
Величайший религиозный авторитет, признаваемый одним из «отцов и учителей» церкви, «святой» Августин Блаженный (354 – 430) в главе X своего богословского наставления «О книге Бытие» поучает: «Название тверди не ведет нас необходимо к мысли, что небо стоит неподвижно, ибо твердь называется твердью, можно думать, не по причине неподвижности, а по причине твердости, ввиду ли своей собственной твердости, или же потому, что служит пределом, разграничивающим высшие воды от низших». «Впрочем оправдывает свое глубокое, первобытное невежество «святой» писатель, - входить в рассмотрение подобных вопросов у меня теперь нет времени, да и не должно быть у тех, которых мы хотим наставить в видах собственного их спасения и потребной пользы нашей церкви» («Творения», кн. 7, 1873, стр. 204; см. также его «Исповедь», кн. 13, гл. 15).
Пойдем дальше. Третий день бог употребил на работу, плоды которой были более ценны, чем предыдущие. Он опустил свои взоры на нижние воды и сказал сам себе, что было бы полезно собрать их и тем самым дать возможность проступить частям суши. Воды покорно соединились между собой в глубинах, мгновенно образовавшихся для их вмещения. Точно так же мгновенно образовались пространства суши, возвышения, с которых воды побежали в виде ручьев и рек к морям и озерам.
«И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт., гл. 1, ст. 10)
Стоит отметить, что старик большей частью бывал доволен свой работой.
-Ишь ты, - восклицал он, должно быть, каждый раз, - как это я не догадывался заняться всем этим раньше…
В этот день он был так доволен своими сушами и своими морями, что ему захотелось сделать ещё хоть что-нибудь до наступления ночи. «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и подобию ее, и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так» (Быт., гл 1, ст.11).
Не знаешь, как и восторгаться этой изумительной мудростью «творца»! Невозможно быть более тщательным, более предусмотрительным. Подумать только, что было бы на земле, если бы Бог насадил плодовые деревья, приносящие плоды иные, чем его род. Возблагодарим заботливого Бога за то, что он не дал нам яблонь, приносящих апельсины, апельсиновых деревьев, приносящих груши, и груш, приносящих крыжовник. То-то была бы путаница!
Когда земля ему повиновалась и яблони проросли, принося именно яблоки, Бог ещё раз «увидел, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» (Быт., гл 1, ст 12-13).
Но вот ещё странная история: благодаря правильной подаче света прошло уже три дня с утрами и вечерами. И этот свет, в конце дня уступающий место ночным потемкам, освещал зарождающийся мир без всякого видимого источника: ни о каком Солнце речи ещё не было. Оно просто пока отсутствовало. Эта штука стоит длинной цитаты из Библии:
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, (для освещения земли, и) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день четвертый» _Быт., гл. 1, ст. 14-19).
Никаких сомнений, не правда ли? Речь идет о Солнце и Луне. Следовательно, согласно Библии, разделение суток на день и ночь существовало уже до появления Солнца, которое было «создано» Богом уже на четвертый день после появления света
Зачем же «святой дух» продиктовал Моисею эти сногсшибательные фантазии относительно Солнца и света? Дело объясняется просто: до конца XVII века даже ученые полагали, что Солнце не дает нам света, а только «пропускает» его; свет же существует сам по себе. Даже знаменитый французский мыслитель Рене Декарт разделял это заблуждение.
Датскому астроному Олафу Ремеру (1644-1710) наука обязана открытием важной истины, совершенно противоположной указаниям Библии: свет, проливающийся на наш мир, исходит от Солнца, и распространение его не мгновенное. Ремер определил скорость света, установив – и ныне это многократно доказано, - что свет доходит от Солнца до Земли за 8 минут 18 секунд, то есть имеет скорость почти в 300 тысяч километров в секунду. Он пришел к своему открытию путем наблюдения и изучения затмений спутников Юпитера – планеты, входящей в состав нашей солнечной. Ремер проживал тогда во Франции и сделал о своих открытиях сообщение в Парижской академии 22 ноября 1675 года.
Тот кто писал библейские строки, конечно, был полным невеждой в астрономии. Но бог-то должен был бы и в ту пору, когда писалась Библия знать все.
Обращает внимание и то, сколь ничтожна, по Библии, роль звезд в программе сотворения мира. «Два больших светила» – это Солнце и Луна. Луна – ничтожный спутник нашей Земли! Невежественная книга и не подозревает, что Луна, Земля и даже Солнце – все это ещё так мало значит во вселенной! Даже наше ослепительное Солнце, главное светило нашего солнечного мира, есть не более, чем скромная звезда, одна из Десятков миллиардов звезд, образующих огромную звездную систему – нашу Галактику. «Священный» автор видит только Землю и все сводит к Земле. Между тем Земля – это одна из планет. Она движется вокруг сравнительно небольшой звезды. Эту звезду – наше Солнце, которое вместе с тем по объему в 1 300 000 больше Земли, - невежественный автор книги «Бытие» ставит в полную зависимость от её спутника – Земли.
Автор наивных библейских фантазий обомлел бы, если бы ему довелось воскреснуть в наши дни. Какие глаза он сделал бы, прочитав любую популярную книгу по астрономии или попав в астрономическую обсерваторию, понаблюдал бы в хороший телеском горы на Луне, пятна на Солнце, спутников планеты Юпитер и иные небесные объекты, которые Бог будто бы «поставил на тверди небесной».
Вернемся к Библии:
«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. «И стало так.)
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её. И увидел Бог, что это хорошо.
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
И был вечер, и было утро: день пятый.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт., гл. 1, ст 20-25).
Куда же лучше! И всемогущий мастер, у которого есть руки, потирал их от удовольствия. Но впереди его ждало ещё лучшее.
-Однако на одно из этих животных не похоже на меня, - подумал он. А жаль! У меня красивая голова, небольшие уши, живой взгляд, правильный нос и, наконец, хорошие зубы. Я, конечно, легко бы мог создать и зеркало, чтобы смотрется в него, но, я думаю, гораздо лучше видеть себя, созерцая похожего на себя. Ладно! Надо, чтобы на земле было животное, похожее на меня.
В то время как старик этак рассуждал сам с собой, несколько только что созданных им обезьян кувыркались у его ног.
-В них что-то есть от меня, - должно быть подумал он. – Но это ещё не то